Приручение
Процесс приручения кошки начался в Египте около 6000 лет назад, но
останки мелких кошек были найдены вместе с человеческими останками и в
более древних отложениях, имеющих возраст до 9000 лет, в Месопотамии,
Анатолии и Иордании. Скелеты лесной и прирученной форм так слабо
различаются, что невозможно установить, идет ли речь об уже прирученных
лесных котах (Felis silvestris lybica) или же о животных, пойманных
ради их мягкого меха.
Неоспоримые доказательства мирного сосуществования кошки с человеком
относятся к Древнему Египту, где кошки представлены на гравировках и
росписях, сделанных в третьем тысячелетии до нашей эры. Самое раннее
свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает
ошейник, найденное в одной из могил пятой династии (около 2600 г. до н.
э.). С 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах,
росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко
распространилась в Египте. Египтяне очень любили и с удивительной
легкостью приручали различных животных, например обезьян-бабуинов,
гиен, гусей, крокодилов, львов, газелей и других копытных. Таким
образом, кошка не составляла исключения в том обществе и в ту эпоху,
но, безусловно, удивительна роль, которую играло это животное в
религиозной культуре Египта. Конечно, кошка могла ловить грызунов,
которые опустошали египетские зернохранилища, но, как ни странно, была
приручена не из-за своей способности охотника. С самого начала ей
скорее предназначалась роль объекта культа, религиозного символа или
даже божества.
В Древнем Египте считалось, что существует связь между жизненным теплом
солнца и силой льва, представляя бога Ра и сфинксов, которые охраняют
пирамиды в Гизе. Различные божества, например Секхмет, Мут, лунная
богиня плодородия Бастет, связаны с кошками. Когда эти животные были
приручены, богиня с головой львицы стала представляться в виде
маленькой кошки или женщины с кошачьей головой. Культ кошки еще больше
возрос, когда Бубастис, город, посвященный Бастет, стал столицей
царства. Геродот посетил храм Бастет в V веке до н. э., в период
расцвета культа кошки, и описал, как сотни тысяч этих животных были
мумифицированы и посвящены богине, а город был местом паломничества. По
словам Геродота, когда кошка умирала своей смертью, ее хозяева сбривали
себе брови в знак траура и относили животное в город Бубастис, где тело
бальзамировали и хоронили. Религиозная роль кошки не исключала
привязанности к человеку, который ее кормил и держал в своем доме как
любимого домашнего питомца (животное-друга).
Завоевание мира
Без сомнения, домашние кошки - это самые многочисленные и
распространенные представители семейства кошачьих. Их успех начался
именно со встречи с человеком: со времен Древнего Египта и началось
завоевание мира кошкой.
Опекаемые и охраняемые египтянами, которые запретили торговлю кошками и
их экспорт, первые кошки достигли средиземноморских берегов незаконно с
торговыми судами и древнеримскими легионами. В 500 г. до н. э. в Египте
существовал культ кошки, в то время как в Средиземноморье она являлась
всего лишь предметом любопытства. Греки и римляне считали это животное
необычным и экзотическим домашним любимцем, а сами для сохранения
продовольственных запасов от мышей использовали прирученных хорьков.
Понадобилось целых 900 лет, чтобы кошка заслужила справедливое
признание в этой области.
Легионы и римские колонии распространили кошку по всей империи. На
Дальнем Востоке кошка появилась около 200 г. до н. э., проникнув из
Индии сначала в Китай, а затем в Японию. С Х века кошка завоевала
большую часть Европы и Азии. В XV и XVI веках благодаря великим
исследовательским экспедициям кошка попала в Новый Свет, в Австралию и
Новую Зеландию.
Кошки ведьмы
Испокон веков кошки были особенно близки и привязаны к женщине. В
повседневной жизни женщина была более терпимой и могла оценить
независимость и покорность маленькой кошки, а в религиозных обрядах
кошка была символом женственности и материнства.
Уже в Древнем Египте на рисунках, изображающих сцены домашней жизни,
она никогда не сидит рядом с мужчиной, а всегда подле женщины. В
дохристианские времена во многих культурах присутствовал образ
богини-матери - источника плодородия, божества, связанного с лунным
циклом, изобилием и рождением. Эти богини: Бастет у египтян, Артемида у
греков, Диана у римлян, Фрейя у скандинавов - изображались в виде кошки
или по крайней мере были связаны с образом этого изящного животного.
Действительно, кошка - это мать, способная произвести многочисленное
потомство, любящая и заботливая, готовая защищать своих детей от любой
опасности, аккуратно перенося их в безопасное место или же отчаянно
сражаясь с врагом, даже если тот гораздо крупнее ее. Кроме того,
согласно древним поверьям, кошка связана с лунным циклом. Она способна
расширять зрачки и сужать их до вертикальных черточек, что напоминает
фазы новой и полной луны. Постепенное вытеснение языческих богов и
распространение христианства вызвали трагическое изменение в отношении
к кошке, которая стала считаться злым демоном, посланником дьявола,
опасной спутницей ведьм и демонов. На протяжении всего Средневековья и
раннего периода Нового времени кошки, особенно черные, были жертвами
жестоких гонений, начавшихся в XIII веке и продлившихся более 450 лет.
Независимость от человека, пристрастие к ночным прогулкам, светящиеся в
темноте глаза, громкое чевственное мурлыкание и жалобное мяуканье,
конечно же, не говорили в пользу кошек и тех, кто заботился о них.
Существовало поверье, что ведьмы верхом на огромных кошках участвуют в
шабаше, и женщина, которая держала кошку, рисковала быть сожженной на
костре как ведьма. Часто жертвами становились бедные и пожилые женщины,
которые, несмотря на свою нищету, с любовью заботились о своем домашнем
питомце. Именно тесная связь между человеком и животным, неверно
истолкованная и понятая превратно, являлась одной из причин охоты на
ведьм. Частично это убеждение дошло и до наших дней. Многие обвиняют
хозяев кошек и в том, что они любят животных больше, чем людей, или что
они считают их равными.
В Средневековье любовь к животным была распространена не только в
малоимущих социальных слоях. Представители дворянства и духовенства
тоже иногда держали кошек, но они были выше народного суда. Тем не
менее известны случаи, когда и дворяне были обвинены в колдовстве и в
безнравственных странностях из-за привязанности к своим питомцам.
На Востоке отношение к кошкам было более благоприятным, хотя в Японии
их судьба была похожей на судьбу европейских кошек. Когда в VI веке н.
э. кошки попали на Восток, их радушно приняли. В домах стали держать по
нескольку или по крайней мере двух кошек. Эти животные защищали ценные
манускрипты от острых зубов грызунов, а на фермах шелковичных червей
хозяева рисовали изображения кошек, чтобы отпугнуть мышей. В XIII веке
кошка стала тем не менее ассоциироваться с демоном Неко-Баке, ведьмой,
пожирающей людей, которая, по легенде, в образе кота входила в дом,
чтобы похитить непослушных детей и съесть их.
За последние 200 лет кошка снова завоевала расположение в Японии. Там
даже существует посмертный культ этого животного. В Токио храм
Го-То-Ку-Жип посвящен кошке Манеки-Неко. Это божество изображается с
поднятой передней лапкой, как бы приветствующей посетителя; считается,
что это приносит счастье и верную удачу. Внутри храма хоронят кошек,
они изображены в скульптурах и картинах.
Тем не менее в восточном мире отношение к кошке осталось двойственным;
для многих она по-прежнему представляется ложным и вероломным другом,
который готов уйти или взбунтоваться в любой момент. И в наши дни
бытует поверье, что черная кошка - это знак несчастья, хотя считается,
что тот, кто держит ее дома, защищен от сглаза.